Андрей Бобровский в журнале «Однако»: вкусовые пристрастия россиян
Кандидат медицинских наук, врач-диетолог, автор метода снижения веса Андрей Бобровский выступил в роли эксперта в статье о вкусовых пристрастиях россиян и мировых тенденциях потребления пищевых продуктов.

Россия находится примерно в середине списка среди всех стран мира по доступности, качеству и разнообразию еды. Такой вывод можно сделать из опубликованного недавно рейтинга международной организации Oxfam со штаб-квартирой в Лондоне. Всего в рейтинг вошли 125 стран мира. Россия находится в списке на 44 строчке. На первом месте в «продуктовом» рейтинге оказались Нидерланды, на втором и третьем — Швейцария и Франция.

Специалисты оценивали страны по четырём показателям: по достатку продуктов питания в государстве (определялся исходя из числа голодающих и детей с недовесом); по доступности цен; качеству продуктов питания (разнообразие их и доступ населения к чистой воде) и правильности питания. Последний показатель высчитывали исходя из количества людей в стране, страдающих от заболеваний, связанных с вредными пищевыми привычками.

По совокупности всех этих факторов стране и «присуждалось» определённое место. Если рассматривать показатели по России — в нашей стране нет особых проблем с качеством и разнообразием продуктов питания. Зато, судя по значительной цифре в последнем, четвёртом столбце, потребительские предпочтения россиян оставляют желать лучшего. Число людей, страдающих диабетом и ожирением, в нашей стране весьма велико.

Интересно, что по совокупности всех четырёх перечисленных факторов Россию значительно обогнала Украина — в рейтинге она находится на 33 месте. Казахстан делит с Россией одну сточку, а другой партнёр по Таможенному союзу — Белоруссия — оказалась в рейтинге на 57 месте.

Наиболее благополучными в плане продуктов питания ожидаемо оказались европейские страны — именно им (за исключением Австралии) достались практически все места в ТОП-20 рейтинга. На последних местах в списке — преимущественно африканские страны, а замыкает список Республика Чад.

Интересно, что некоторые страны, например, США, Новая Зеландия, Япония, Канада не вошли даже в первую двадцатку. При этом первые две страны столкнулись с проблемой, которая есть и в России: люди способны позволить себе здоровую еду, но предпочитают ей что-то другое.

Можно, конечно, делать скидку на то, что это очередной рейтинг «международной организации», локализованной строго в Англии, у которой нет никаких оснований относиться к российским реалиям без предвзятости. Но диетологи подтверждают: проблема есть.

Как считает кандидат медицинских наук врач-диетолог Андрей Бобровский, в России постепенно снижается число приверженцев «вредной» пищи, но процесс этот идёт не слишком быстро.

— «В основе вкусовых пристрастий россиян находится влияние мировой пищевой индустрии, которая любит подсаживать на рафинированную еду быстрого приготовления. Здесь большую роль играет национальная пропаганда. Если правительство пропагандирует основы рационального питания плюс развёрнута широкая кампания в СМИ — это, по большому счёту, технологии оздоровления нации, это поможет «подсадить» людей на здоровую пищу. Но это будет работать только в том случае, если пропаганда будет идти с детских лет. Рост ожирения у населения удалось затормозить только в тех странах, где стали активно пропагандировать правильное питание среди детей-школьников. Изменить привычки питания взрослых крайне тяжело»,
— заявил «Однако» Андрей Бобровский. По его словам, во многих странах, в том числе в США и Австрии, «оздоровительные» меры сработали на законодательном уровне: запрет на рекламу чипсов и газировки снизил потребление этих продуктов.

Надо отметить, что подобные инициативы выдвигались и в России — год назад Минздрав заявлял о намерении ограничить рекламу ряда продуктов, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье. Такие положения прописаны в утверждённой госпрограмме развития здравоохранения до 2020 года. Заявлялось, что в рамках этой программы планируется ограничить рекламу таких продуктов, как чипсы, шоколад, фаст-фуд и сладкие газированные напитки, которые так любят дети и молодёжь.